То, что вы хотите знать о коучинге, но стесняетесь спросить.

Посвящается 3-й Конференции Профессиональной Ассоциации Русскоговорящих Коучей

«Говоря о коучинге, все коучи сходятся только в одном:
это очень сложная и дорогостоящая услуга»

Наблюдение автора

«Простота – хуже воровства»
Русская народная поговорка

Как я стал коучем

Герой кого-то из классиков (если не ошибаюсь, Мольера) пережил потрясение, узнав, что он всю жизнь разговаривал прозой. У меня произошло нечто похожее. Недавно я узнал, что почти всю свою сознательную жизнь занимаюсь коучингом: сначала десять лет, как клиент, а потом еще двадцать лет, уже как профессиональный коуч. (Жаль, что я не знал этого раньше, а то бы с чистой совестью повысил размер своих гонораров.)

Вышло это так. Я с юности занимался традиционными восточными единоборствами. Лет через десять занятий стал преподавать. Параллельно окончил тренерский факультет Академии физической культуры и спорта. Создал свою школу, в которой подготовил двенадцать профессиональных инструкторов (коучей?!). Кроме этого регулярно проводил семинары, сборы, тренировочные лагеря, иногда консультировал коллег. И все это время тренировал и развивал сам себя.

И, как потом выяснилось, цели, которые я ставил в этой работе, а также методы, которые я при этом использовал, соответствовали основным признакам коучинга (что, в общем-то, характерно для восточных единоборств, если их правильно понимать и практиковать).

Потом я занялся практической психологией, личностным ростом, а с недавнего времени и бизнес-тренингом. И начал применять свои наработки уже в этих областях. Так постепенно я стал коучем «широкого профиля» – одновременно и фитнес- и бизнес- и лайф-коучем. И все вроде хорошо, но сомнения одолевали меня – а вдруг это не коучинг, а что-то другое? И я решил пообщаться с теми, кто позиционировал себя как коучи.

«Главный» вопрос коучинга

Будучи «испорченным» четкой спортивной методологией, первым делом я начал спрашивать у коучей, что же они понимают под коучингом – каково их определение коучинга. Неожиданно выяснилось, что большинство коучей либо только смутно догадываются, что такое коучинг (типа, «коучинг – это гармонизирующее сотрудничество»), либо имеют свое оригинальное мнение, отличное от мнения других.

Однако я проявил настойчивость, а также ум и сообразительность. Опросив десятка два человек на всяких конференциях и мастер-классах, пролистав пяток книг по коучингу и усердно помедитировав на эту тему, я составил о коучинге некое представление (как тот палеонтолог, который по фрагментам костей восстанавливал скелеты динозавров). Но «травмированный» иерархической системой восточных единоборств, я счел необходимым проверить свое представление на эксперте – на мастере коучинга.

На эту роль я выбрал человека, который, по моему мнению, должен был точно знать, что же такое коучинг. Это был сэр Джон Уитмор, который вроде бы считается создателем современного коучинга (по крайней мере, бизнес-коучинга – точно). И, не смотря на то, что своего определения коучинга Джон мне так и не дал, но мое определение одобрил (по крайней мере, продемонстрировал свое согласие — улыбался, хлопал меня по плечу и кивал). Так что теперь я говорю, что мы с Джоном Уитмором понимаем коучинг так:

«Коучинг – это согласованное коммуникативное взаимодействие между несколькими субъектами, направленное на повышение эффективности процессов самосознания, самоактуализации и самореализации кого-либо их них».

Но это с точки зрения коучинга, как процесса. А с точки зрения коучинга, как профессии, коучинга как технологии, определение у меня (у нас?) получилось несколько иное:

«Коучинг – это вид интеллектуальных услуг, представляющий из себя согласованное коммуникативное взаимодействие между коучем и клиентом, направленный на повышение эффективности процессов самосознания, самоактуализации и самореализации клиента».

Или так:

«Коучинг – это метод коммуникативного взаимодействия между клиентом и коучем, направленный на повышение эффективности процессов самосознания, самоактуализации и самореализации клиента».

В общем, определения могут разниться, но, говоря простыми словами, коучинг помогает людям лучше понимать себя; на основе этого понимания делать выбор; а затем этот выбор реализовывать. Что, естественно, повышает эффективность деятельности этих людей. Что естественно повышает качество жизни этих людей. Что, естественно, повышает индекс счастья их жизни. Так что, говоря «высоким штилем», коучинг – это технология осчастливливания людей.

Важно и то, что коучинг осуществляется специфическим образом. Так что, пожалуй, в определение следует добавить еще такой пассаж:

«Для коучинга характерно: а) партнерские отношения коуча и клиента; б) активная позиция клиента при фасилитирующей позиции коуча; в) широкое использование коучем методов сократического диалога и балентовой сессии».

Для тех, кто не знаком с последними двумя терминами: сократический диалог, названный так по имени Сократа, это ненавязчивое (а иногда и навязчивое) задавание вопросов, приводящих вопрошаемого к прояснению его собственной позиции. А метод балентовой сессии – это косвенные высказывания коуча, примеры из жизни, байки, аналогии и метафоры, не дающие клиенту прямых ответов на его вопросы (типа, «Что мне делать?!»), но помогающие ему найти ответы самому.

Более-менее разобравшись с вопросами «Что?» и «Зачем?», я задумался над вопросами «Кому?», «Как?» и «Кто?». Т.е. мне стало интересно, а для решения каких задач коучинг может быть наиболее эффективен? Как его наиболее эффективно осуществлять? Кто целевая аудитория коучинга? И какими качествами и навыками должен обладать высокопрофессиональный коуч?

Коучинг: ЦА и КП (Целевая Аудитория и Конкурентные Преимущества)

Если рассмотреть знаменитую триаду человекоориентированных услуг «психотерапия — личностный рост — духовное развитие», то, по-моему, коучинг хорошо ложится в серединку – т.е. на личностный рост. Почему? Если личность – это сумма представлений субъекта о себе, его целей и ценностей, а также его достижений (одно из структурных определений личности), то сюда как раз и подходит «самосознание, самоактуализация и самореализация».

Кстати, одним из немногих совпадений во взглядах разных авторов на коучинг является концепция «реализации потенциала». Замечу, что это оччччень сильно перекликается с гуманистической психологией, в особенности с взглядами Роджерса и Маслоу. Но это так – к слову.

Итак, целевая аудитория коучинга – это люди, которым УЖЕ не нужна психотерапия, но ЕЩЕ не актуально духовное развитие. Короче говоря, клиенты коучинга – это нормальные, успешные, психически здоровые, состоявшиеся люди. Люди, которые хотят стать еще более успешными и реализованными. И ищут для этого эффективные способы.

Можно вспомнить классическую традицию индуизма, где человек (мужчина) проходил за свою жизнь четыре этапа. Первый – детство (гуляй-играй-веселись). Второй – ученичество (приобретение профессии, как правило – семейной). Третий – самореализация (создать семью, организовать свое дело или развить дело, полученное от своего отца, родить и воспитать наследников, передать свое дело старшему сыну). И четвертый этап – отшельничество (когда уже свободный, но еще не старый человек занимается исключительно духовным самосовершенствованием).

Современный человек идет, в общем-то, по тому же пути, просто зачастую бессистемно и бессознательно. И поскольку традиция разрушена, то возникает необходимость в компенсирующих механизмах. И на третьем этапе человеческой жизни (самореализация) таким механизмом может стать коучинг.

Если же говорить о ситуативном использовании коучинга, то наиболее эффективно с его помощью решать класс задач, связанных с изменением установок человека. Известно, что любая компетенция имеет сложную структуру, в которую входит алгоритм эффективной деятельности, знания, умения, навыки, личные и профессиональные качества, психологические установки, а также опыт. И если для развития необходимых качеств и навыков наиболее эффективен тренинг, для создания индивидуальной технологии – консалтинг, для получения теоретических знаний – семинар или лекция, а для быстрой наработки опыта – деловые или имитационные игры, то для формирования или коррекции психологических установок идеально подходит коучинг.

Именно благодаря коучингу человек может понять, зачем ему стоит заниматься данной деятельностью. Благодаря коучингу он может изменить свое отношение к данной деятельности (например, с негативного на позитивное). И в результате всего этого у него может измениться то, от чего зависит успешность применения всех знаний, умений и навыков – МОТИВАЦИЯ! И может даже появиться ЦЕЛЬ!

Т.е. коучинг хорошо помогает в тех случаях, когда «не хочется», «не вижу смысла», «не знаю что делать» и т.д. — в тех случаях, когда тренинги и консультирование, а тем более семинары и лекции слабоэффективны.

Кстати, с этой точки зрения коучинг очень похож на логотерапию Виктора Франкла, в которой через поиск смысла человек обретает мотивацию к какой-либо деятельности или к жизни в целом. Но это опять же к слову.

Главное в коучинге – это не спугнуть! Но и не усыпить…

Итак, кого коучить понятно. А вот как? Пойдем от противного.

В консалтинге консультант знает «Как нужно» и про это прямо говорит клиенту. В тренинге тренер тоже знает «Как нужно», но кроме этого он может этому научить (как правило, и учит – помогает сформировать необходимый навык или развивать соответствующие качества).

Но вот процессы самосознания, самоактуализации и самореализации – это ведь процессы «САМО»! А правильные ответы на вопросы из серии «само» знает только САМ клиент. Поэтому задача коуча — «вытащить» эти ответы из клиента, точнее помочь ему вытащить их из самого себя. А для этого сначала необходимо помочь ему задать себе соответствующие вопросы. А для этого, в свою очередь, необходимо понять, какие вопросы необходимо задать, чтобы получить необходимые ответы. И при этом все эти вопросы (и, конечно же, ответы) должны на 100% принадлежать клиенту.

Отсюда вывод. Первый смертный грех коуча – это навязывание клиенту своей позиции (как говорится, «не навреди»). Второй же грех – это переход в пассивную позицию психоаналитика или исповедника («да…», «понимаю….»). Так что важно удержаться от этих двух крайностей.

Я бы сформулировал всю работу коуча через пять существительных: «активация», «осмысление», «выбор», «фиксация». Если развернуть этот тезис, то у коуча есть четыре основные задачи:

1) Помочь клиенту нащупать и сформулировать наиболее актуальную для себя зону развития. Здесь коуч выступает в роли заинтересованного собеседника.

2) Помочь клиенту осмыслить свое отношение к активированному материалу.

3) Помочь ему принять соответствующие решения. На этих двух этапах в ход идет аккуратная фасилитация.

4) Помочь клиенту зафиксировать свои решения. Здесь коуч выступает в качестве свидетеля, в качестве своеобразного духовного нотариуса, фиксирующего и заверяющего подпись клиента под договором с самим собой.

О чем умолчал Джон Уитмор?!

Если вспомнить о спортивном прошлом современного коучинга, то можно предположить, что коучинг взял от спорта все лучшее, и шагнул дальше, усложнив и «утоньшив» используемые в спорте методы и модели и повысив требования к коучу, как к специалисту. Этот вывод напрашивается, так как развитие личности (основной предмет коучинга) – значительно более сложная штука, чем физическое развитие (основной предмет спортивной тренировки). А, значит, коучинг требует более изощренных инструментов и более высокого мастерства в их применении.

(С этой точки зрения, справедливым будет сравнение коуча с нейрохирургом. Может ли нейрохирург сделать успешную операцию на мозге без тщательной подготовки и множества разнообразных инструментов? Вряд ли. А ведь человеческое сознание штука более сложная, чем мозг. Так что в случае с коучингом простота действительно хуже воровства. Намного.)

Но вернемся к корням коучинга – к спортивной тренировке. Вобрал ли коучинг в себя достижения современного спорта? Пошел ли он дальше своего родителя или нет? Можно провести эксперимент: взять самый слабенький учебник по теории и методике спорта (например, для техникумов физической культуры) и самую лучшую книгу по коучингу (не буду приводить примеры) и сравнить их между собой по глубине и широте изложения материала. Что получится в итоге? Сравнение не в пользу коучинга. Внятная базовая модель, понятийный аппарат, описание основных средств и методов коучинга, а также основных принципов и подходов при проведении коуч-сессии – вот только часть того, что хотелось увидеть в трудах современных лидеров коучинга.

А ведь теория и методика спорта – это только малая (хотя и стержневая) часть того, чему учат спортивных тренеров. Физиология, анатомия, биомеханика и биохимия, массаж и лечебная физкультура, спортивная медицина, все основные виды спорта (причем на практике!) – вот неполный список только специальных предметов, изучаемых на тренерском факультете современного спортивного ВУЗа. Так неужели коучу о своем предмете стоит знать меньше?! Конечно, нет! И, в первую очередь, ему стоит разбираться в тех областях знания, из которых коучинг вытекает и на которые он опирается.

Три кита коучинга или Кое-что про глобус Украины

Многие коучи озабочиваются вопросом позиционирования коучинга. И это естественно – ведь клиенты и заказчики задают всякие вопросы: «А коучинг это что – психология?», «Это что – тренинг такой?» и т.д. Обычно коучи уверенно отвечают на вопрос «Чем коучинг не является?», но вот «Чем коучинг является?» ответить могут немногие.

И поскольку общепризнанного ответа на этот вопрос пока не существует, то попробуем найти место коучингу в системе общечеловеческого знания на основе нашего определения коучинга, а также исходя из простого здравого смысла.

Представим, что коучинг лежит где-то на карте мирового знания, с какими-то соседями гранича, а на территорию каких-то нахально залезая. Где же это место? Конечно, можно считать, что коучинг – это венец творенья и для него необходим свой «глобус Украины». Но попробуем все-таки рассмотреть и другие возможности.

Итак, чем занимается коучинг? Правильно – работает с людьми! Значит место ему где-то в области практического человековедения. С какой частью человека он работает? Правильно – с сознанием! Так что, по меньшей мере, с психологией он пересекается. И в первую очередь с гуманистической (помните? – самореализация!).

Продолжим наши рассуждения. С какими феноменами человеческого сознания коучинг имеет дело? С эмоциями – очень опосредованно. С поведением – частично. Со смыслами? Да! Да! Да! Так что, похоже, и без философии здесь не обойтись. А также без ее родственницы акмеологии – науки о счастье.

Итак, с психологией и философией мы определились. Но это дисциплины, связанные скорее с предметом коучинга. А если говорить о целях коучинга, то на ум сразу приходит педагогика. Ведь коучинг направлен, в первую очередь, на развитие личности человека. А управление развитием человека — это и есть главная задача практической педагогики! Что дает право утверждать, что третий кит коучинга – это педагогика. Кстати, профессия спортивного тренера исконно относилась к педагогическим (а коуч – это эволюционировавший тренер), так что даже с формальной точки зрения все верно.

Конечно, можно еще вспомнить, что во время коуч-сессии коуч помогает клиенту сформулировать свои цели, спланировать их достижение, создать систему самоконтроля, выработать методы коррекции. Поэтому в коучинге представлены и методология, и системный анализ, и менеджмент в самом широком смысле этого слова. Но главными «китами» являются все-таки эти три: психология, философия и педагогика.

И если искать способы развития коучинга, то в эти три области человеческого знания стоит заглянуть в первую очередь. Не претендуя на полноту картины, попробуем все-таки наметить самые очевидные шаги в этом направлении.

Итак…

Коучинг: назад в будущее

…Итак, похоже, что коучинг находится в состоянии затяжных родов. И если мы не хотим увидеть мертворожденного ребенка, то нужно искать выход. И, на мой взгляд, такой выход есть. Правда, для того, чтобы его найти, коучингу (и коучам) придется слегка повернуться и даже где-то как-то извернуться. Ибо выход это лежит не прямо впереди, а где-то сбоку и слегка сзади (вспомните название этой статьи). Потому что, похоже, ближайшие пути развития коучинга, как профессии, как мастерства, как технологии лежат пока что не в будущем, а скорее в прошлом: в методике спортивной тренировки, в гуманистической психологии, в древних и современных духовных традициях (см. три кита коучинга).

И первый (и самый простой!) способ поднять уровень коучинга, как технологии, это обратиться к первоисточнику – к спорту. Как это сделать? Да очень просто! Находим учебник «Теория и методика физической культуры» для спортивных ВУЗов Л.П.Матвеева, признанный наиболее глубоким фундаментальным исследованием по этой теме (Москва, «Физкультура и спорт», 1991). После чего, сохраняя его структуру, адаптируем содержание к другому предмету воздействия – к личности человека. Создаем удобную для коучинга модель личности, определяем с какого состояния на какое эту личность мы собираемся менять (точнее, помогать это делать нашим клиентам). Какие средства и методы для этого можно использовать. Какие формы коуч-сессий когда применять. И т.д. (Можно еще взять знаменитый труд «Настольная книга тренера», которая давно уже лежит в свободной продаже, и сделать на ее основе «Настольную книгу коуча» — тоже будет подвиг на века.)

Второе направление наполнить коучинг неиссякаемой силой – это припасть к живительному источнику гуманистической (а может даже и трансперсональной) психологии. На мой взгляд, такие книги, как «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, «Мотивация и личность» Абрахама Маслоу, «Становление человека» Карла Роджерса, «Человек-манипулятор» Эверетта Шострома должны (не побоюсь этого слова) стать рабочими книгами любого уважающего себя коуча. А для коучей-новаторов в этот список стоит добавить «За пределами мозга» Станислава Грофа — не даром тему своего последнего московского мастер-класса Джон Уитмор обозначил, как «Трансперсональный коучинг».

И третье направление, третий гигантский ресурс для развития современного коучинга – это духовные традиции. Согласитесь, что Иисус Христос был неплохим коучем. Хотя лично мне ближе Будда Шакьямуни. М.б. потому, что он был выдающимся методологом и создал, на мой взгляд, идеальную модель коучинга. И, если освоить и начать использовать хотя бы две его концепции — «Три корня страдания» и «Четыре благородных истины буддизма», то можно повысить эффективность коучинга на порядки.

Резюме (Азбука Русскоговорящего Коуча)

Итак, резюмируя все вышеизложенное можно сказать, что:

1. Коучинг – это замечательный инструмент, помогающий людям лучше понимать себя, принимать более взвешенные решения и более успешно претворять их в жизнь.

2. В менеджменте и в подготовке персонала коучинг может быть успешно использован для изменения психологических установок людей, в первую очередь, для управления их мотивацией и целеполаганием.

3. Целевая аудитория коучинга — это нормальные, успешные, психически здоровые, состоявшиеся люди. Люди, которые хотят стать еще более успешными и реализованными и ищут для этого эффективные способы.

4. Потребность в коучинге весьма велика, т.к. традиционные инструменты поддержки людей в их стремлению к самореализации сегодня утеряны. Для больных существует психотерапия. Для прошедших земной путь – духовные традиции. А для нормальных людей? Правильно, коучинг!

5. Коучинг как профессия пока не сложился. И одним из способов его развития может стать адаптация под специфику коучинга: а) методики спортивной тренировки; б) наработок современной гуманистической и трансперсональной психологии; в) опыта духовных традиций древности, например, классического буддизма.

6. Поскольку коучинг лежит на стыке психологии, философии и педагогики, хороший коуч должен сочетать в себе качества и психолога, и философа, и педагога. А также иметь большой жизненный опыт (не обязательно, но не помешает).

7. Поскольку предмет коучинга — это человек, более того, его сознание, то инструменты коучинга должны быть весьма тонкими и разнообразными, а мастерство коуча – совершенным.

Вместо заключения или Кое-что о просветленных коучах

Думаю, вряд ли у Будды Шакьямуни и Иисуса Христа была большая необходимость изучать теорию спортивной тренировки. Может быть, нет такой необходимости и у Вас. Ведь все те подходы, все те модели, методы и концепции, о которых я упоминал – это инструменты для пока что не просветленных коучей. Это как костыли для хромого. Согласитесь, глупо здоровому человеку ходить на костылях – в принципе он может, но зачем?!

А вот больному они не помешают. Тем более с помощью костылей можно не только дойти туда, куда хочется. С их помощью можно постепенно «расходиться»: научиться передвигаться сначала на костылях, потом «по стеночке», потом пойти самому. Сначала, спотыкаясь и пошатываясь, а потом все увереннее, увереннее… А потом побежать и, может быть, даже взлететь!

Так что, если Вы относите себя к просветленным коучам, то никакие модели Вам не нужны и даже может быть противопоказаны. Как говориться, ученого учить – только портить. Но если нет….. то см. выше.

А с тем, что коучинг – это очень сложная и дорогостоящая услуга я согласен. Полностью.

Андрей Стёганцев,
коуч широкого профиля