На главную На главную

   ПРОГРАММЫ
   • Психология
   • Бизнестренинг
   • Боевые искусства
   • Здоровье

   ОБО МНЕ
   • Кто я такой?
   • Резюме
   • Я и Таэквон-До
   • Я и психология

   ТВОРЧЕСТВО
   • Стихи
   • Проза
   • Рисунки

   СТАТЬИ
   • Психология
   • Философия
   • Боевые искусства
   • Бизнес
   • Иное

   НОВОСТИ
   • Горячие
   • Архив
   • Календарь

   ПРОЕКТЫ

   ФОРУМ

   ДРУЗЬЯ

   ПОИСК

   ГОСТЕВАЯ КНИГА

   КОНТАКТЫ

  

ПРАЗДНИКИ ЖИЗНИ
Предновогоднее эссе-исследование о праздниках и буднях,
о детях и взрослых, о победах и поражениях,
о радости, удовольствии и счастье


Скоро Новый Год... Вроде праздник. А вроде и нет...

А ведь как было в детстве - елка, мандарины, "Голубой огонек"... Подарки!!! Все вызывало восторг. А сейчас – нет...

Почему так? Почему все реже и реже радость переполняет душу и брызжет через край, и все чаще и чаще дни сливаются в одну серую ленту?! Почему даже Новый Год зачастую воспринимается не как чудо, а как набор рутинных дел и обязанностей?

Давайте вместе поразмышляем над этими вопросами и, быть может, найдем способ вернуть жизни яркие краски, вернуть тот вкус и аромат, который сопровождал нас в детстве, а также в такие чудесные, хоть и короткие периоды влюбленностей.

Итак, как же превратить свою жизнь в праздник и желательно не только на Новый Год? Что для этого нужно и от чего это зависит?...

Давайте разбираться!

О праздниках

«В городе появились фальшивые елочные игрушки:
с виду они совсем как настоящие, но радости от них нет...»

Грустный анекдот

Что такое праздник? Обычно этим словом называют мероприятие или дату, связанную с каким-то радостным и/или значимым событием.

Чем же праздники отличаются от будней? Ответ лежит в самом слове "праздник" (праздник и праздность - однокоренные слова). И не удивительно, что в праздники люди «празднуют», т.е. предаются праздности - не работают, едят и пьют вволю, поют, танцуют, веселятся.

Но зачем они это делают? Зачем человечество придумало праздники?

Думается мне, смысл этого феномена человеческой культуры в том, чтобы помочь людям легче переносить тяготы и лишения будней.

И если приглядеться, то можно выделить три типа праздников:

1. Праздник посвящен какому-либо событию в прошлом. Цель - восстановить силы и закрепить хорошее настроение после трудного дела, особенно если оно может повториться в будущем. Например, окончание жатвы (очень трудное дело!) у многих народов сопровождалось Праздником Урожая. И в следующем году память о празднике помогала людям усердно трудиться или, как сказали бы сейчас, повышала их мотивацию. Сюда же относятся праздники окончания школы, института, проводы на пенсию и т.д.

2. Праздник посвящен событию в будущем. Цель - накопить силы и создать позитивный настрой на трудное, новое, рискованное дело: начало строительства, 1-е сентября, свадьба (да, да!), праздник Масленицы, предваряющий Великий пост (40 дней поститься и молиться - это не шутки!).

3. Праздник посвящен окончанию одного важного этапа и началу следующего: День рождения, Новый год, сдача годового бухгалтерского баланса и др.

Что общего во всех этих ситуациях? Общее одно - во всех этих случаях праздник заработан, заслужен, оплачен потом, а иногда и кровью, в крайнем случае, обеспечен векселем - предстоящим риском, если праздник - это аванс на будущее (проводы в армию). А если праздник не заслужен, то он и не праздник, а рутина: радости - нет, счастья - нет, удовольствие и то - средненькое.

И, кстати: удовольствие и удовлетворение – это не одно и то же.

Об удовольствии и удовлетворении

"Будьте как дети, но не будьте детьми!"
Один мудрец

"Не мир принес я вам, но меч!"
Другой мудрец

Почему взрослым людям ради счастья приходится напрягаться, почему свое счастье им приходится завоевывать? Куда, так сказать, «уходит беззаботное детство»? И что имели в виду Будда Шакьямуни и Иисус Христос, в приведенных выше фразах?

Дело, как я уже сказал, в том, что удовольствие и удовлетворение - это разные вещи. И если для детей они часто совпадают, то для взрослых – нет.

В чем разница? В первую очередь, в непосредственности при удовольствии (помните – детская непосредственность) и опосредованности при удовлетворении. Сложно? Давайте по простому.

Удовольствие - это позитивное (приятное) переживание, непосредственно связанное с восприятием какой-либо ситуации (как правило, связанной с удовлетворение потребности). Антипод удовольствия - это дискомфорт, в пределе - боль.

А удовлетворение - это позитивное переживание, возникающее вследствие рациональной оценки ситуации ("Посмотрел он и сказал, что это хорошо!"). Антиподом удовлетворения является разочарование, по научному, фрустрация.

Можно сказать так: удовольствие и дискомфорт - это эмоциональные реакции на соответствие происходящего склонностям, желаниям, привычкам человека. А удовлетворение и разочарование - это реакции на соответствие происходящего его целям и ценностям.

И вообще! Удовольствие - это эмоционально окрашенное ощущение, а удовлетворение – это чувство («чувство глубокого удовлетворения»). Эмоции рождаются сами собой, а чувства возникают как синтез эмоций и разума. Например, любовь – это чувство, а страсть (влюбленность) – это эмоция. Чувствуете разницу?

Удовольствие и боль присущи и животным, и даже растениям, а удовлетворение и разочарование - это чисто человеческие феномены. И чем более зрелым является человек, тем большую роль для него играет не удовольствие, а удовлетворение.

А, как мы уже говорили, удовлетворение там, где преодоление. Там, где смысл. Там, где цели. В противном случае разочарование «съест» все полученное удовольствие вчистую (кто пытался бросить курить, а потом срывался, меня поймет - удовольствие от выкуренной сигареты колоссальное, но и разочарование такое же; общий результат - грусть, печаль, тоска). Для взрослого человека жить, опираясь только на детское «хочу», малопродуктивно. Думаю, фраза «будьте как дети, но не будьте детьми» - про это.

Но, тем не менее, животная часть в человеке сильна и смешение этих стремлений – к удовольствию и к удовлетворению – создает неповторимый рисунок характера человека, который наиболее ярко проявляется в жизненных стратегиях.

О жизненных стратегиях

- Слушай, может, я как-то неправильно живу?
- Да нет - живешь ты правильно. Но зря!

Из разговора

Люди живут по разному - для кого-то важнее удовольствие, для кого-то достижение целей, а кто-то предпочитает вечно страдать, сочетая, по меткому выражению, «неприятное с бесполезным». Откуда берутся эти предпочтения? Конечно, из детства и даже раньше - из перинатального периода (периода беременности и родов).

Создатель современной трансперсональной психологии и метода холотропного дыхания Станислав Гроф в результате многолетних исследований выделил в перинатальном периоде четыре фазы, четыре Базовых Перинатальных Матрицы, как он их впоследствии назвал. Согласно Грофу роды - это своеобразный сверхинтенсивный и сверхэффективный тренинг-семинар, который готовит человека к предстоящей жизни. И, соответственно, каждая из фаз родов формирует у человека одну из базовых жизненных программы, "учит" его самым главным в жизни вещам.

Первая фаза - от зачатия и до момента схваток - формирует способность получать от жизни удовольствие. Вторая - схватки - учит терпеть. Третья - продвижение по родовым путям - учит бороться и достигать цели. Четвертая - счастливое появление на свет - учит радоваться победе.

И в зависимости от того, какие были беременность и роды, в зависимости от "удачного" или "неудачного" прохождения каждого из этапов, формируется основа личности, которая в дальнейшем будет проявляться и закрепляться, как своеобразный фотоснимок.

Именно поэтому дети, живущие в одних и тех же семьях, даже если они близнецы, вырастают разные. Я знаком с двумя девочками-близнецами, которые все детство провели вместе. Но рождались-то они по-разному: первая долго и трудно, а вторая - быстро и легко. И поэтому характеры у них получились абсолютно разные: у первой пробивной и боевитый, а у второй мягкий и мечтательный.

Можно ли изменить свою родовую программу? Можно, хотя и трудно. Тех, кто интересуется этим вопросом, я отсылаю к работам Грофа, в частности к его знаменитой книге "За пределами мозга". А для нас главное - это то, что у каждого человека существует своя индивидуальная стратегия жизни. И при всей непохожести этих стратегий, все-таки можно выделить четыре типовые:

Первая стратегия - это погоня за удовольствиями, невзирая на последствия. Но поскольку получение удовольствия - это деятельность хоть и приятная, но почти всегда бессмысленная, то вслед за удовольствием у людей обычно приходит разочарование, пустота, скука, не говоря уже о привыкании! Так что погоня за праздником, как это ни парадоксально приводит к обратному результату.

Вторая – это "путь жертвы". Человек делает то, что ему не приятно, причем результаты этой деятельности с его точки зрения, бесполезны или даже вредны («Мы делаем вид, что работаем, а вы делаете вид, что нам платите»). Как правило, противной и бесполезной работой наказывают провинившихся, например, в армии или тюрьме. Но иногда мы наказываем себя сами. За что и зачем? Подумайте на досуге… И, конечно, праздники в этой стратегии не предусмотрены.

Третью стратегию можно обозначить как «героизм». Встать утром на час раньше и сделать зарядку и пробежку - это оно самое. Человек делает неприятные для себя вещи ради ценного результата, причем делает их добровольно (не путайте героя с жертвой!). И награда не заставляет себя ждать - при достижении цели, удовлетворение "смывает" все воспоминания о перенесенных (и даже испытываемых прямо в этот момент) дискомфорте и боли.

И четвертая стратегия - это мудрость. Человек ставит важные и сложные для себя цели и при этом достигает их приятным для себя способом. Т.е. цели он ставит, исходя из своих ценностей и своей миссии (он их знает – мудрец, однако), а методы подбирает исходя из своих склонностей и желаний. Именно такая жизненная стратегия с наибольшей вероятностью делает жизнь, какой?... Правильно, счастливой!


Рис.1. Четыре стратегии жизни


Какой путь наиболее привлекателен? Не знаю, как вам, а мне нравится путь мудреца. Но, к сожалению, у него есть один недостаток – он хорошо подходит только мудрецам. А чтобы стать мудрецом, необходимо пройти путь героя. Видимо на это намекал Иисус, говоря «не мир я принес вам, но меч!».

И снова о праздниках...

«С Новым Годом! С новым счастьем!»
Традиционный новогодний тост

Возможно, вы мне скажете: «Это все, конечно, очень интересно, но как быть с Новым Годом? Как все-таки сделать его праздником? Что делать конкретно?!».

Не возьмусь давать советы... Но могу рассказать, как Новый Год собираюсь встречать я сам.

...У нас с друзьями есть маленькая новогодняя традиция... Нет, мы не ходим в баню, а если и ходим, то делаем это необычным образом. Потому что вот уже много лет (где-то с 1993 года) на каждый Новый Год мы устраиваем психологический тренинг-семинар. (Да-да! Прямо на Новый год!!!) И на этом семинаре мы подводим итоги прошедшего года, смотрим, что получилось, что нет. В результате такой работы человек может понять, где он проявил себя героем и мудрецом, а где не совсем. И что стоит изменить в себе и в своей жизни в следующем году.

Часто мы делаем практику «Проект года» - разрабатываем и представляем главный проект предстоящего года. И прямо на семинаре (он, кстати, называется «НеОбыкновенное ЧУДО» и проходит, обычно, с 30 декабря по 8 января) этот проект зачастую начинает осуществляться.

А кроме этого на семинаре мы общаемся, учимся друг у друга, тренируемся друг на друге, помогаем друг другу понять себя и других людей, и делаем еще много чего, как правило, нового и необычного – того, что выводит за границы привычек и стереотипов, что дает радость, счастье и атмосферу праздника. Не всегда это легко, но всегда интересно и волнительно.

И если вам уже не очень интересно встречать Новый Год по «типовому сценарию», но отказываться от этого праздника вы не хотите, то вы можете присоединиться к нам. Если захотите и сможете, конечно.

А если нет, то можете воспользоваться нашей технологией:

Накануне Нового Года найдите часок-другой (а может и побольше) для себя любимого и подведите итоги прошедшего года. Вспомните основные события. Отметьте свои главные поражения и победы. Оцените, что получилось, а что нет, и почему. Отметьте ситуации, где вы собой довольны, а где не очень. И, конечно, сделайте выводы на будущее: решите, что в следующем году вы будете делать по другому, какие новые цели поставите, чему будете учиться, а от чего отучаться. И может быть, поставьте Главную Цель предстоящего года.

А непосредственно 31 декабря сделайте что-нибудь необычное... то, что вам хотелось сделать давно… то, что немного страшно, но очень интересно… то, что открывает новый этап вашей жизни... то, чем потом можно будет гордиться.

А потом отметьте это - устройте себе Праздник!

С наступающим праздником вас!

Андрей Стёганцев,
Психолог и коуч,
а также человек, любящий праздники

P.S.
За подробностями о Новогоднем семинаре пишите на мой мэйл stiogantsev@mail.ru
И торопитесь: раньше – дешевле.


ВСЕ СТАТЬИ «ПСИХОЛОГИЯ»

ПРОГРАММЫ / ОБО МНЕ / ТВОРЧЕСТВО / СТАТЬИ / НОВОСТИ / ПРОЕКТЫ / ФОРУМ / ДРУЗЬЯ / ПОИСК / ГОСТЕВАЯ КНИГА / КОНТАКТЫ
Copyright © 2007-2010 Официальный Сайт Андрея Стёганцева